В широком смысле «классикой» называют периоды наибольшего подъема, расцвета в искусстве какой-либо страны или эпохи, а также совершенные художественные произведения. Сегодня мы используем этот академичный термин даже в разговорной речи. Упростив его до «класс», «классно», коротко и сразу даем понять высокий уровень любого явления. «Classiccus» по латыни означает «первоклассный», «образцовый» и эти определения можно полностью отнести к нескольким художественным стилям и периодам. Это прежде всего древнегреческая классика - искусство 5-4 вв. до нашей эры, когда античность достигла поры расцвета, особенно в Афинах во времена правления Перикла. Великими мастерами этого искусства были архитекторы Иктин и Калликрат, скульпторы Мирон, Поликлет, Пракситель, Фидий, Лисипп, живописцы Полигнот, Зевксис. В это время формируются основные архитектурные ордера, процветают монументальная скульптура и живопись в тесной связи с архитектурой, декоративные искусства.
Произведениями древнегреческой классики восхищаются многие поколения на протяжении тысячелетий. Ее влияние чувствуется, например, в «августовском классицизме». Правление императора Октавиана Августа ( 63 г. до н.э.-14 в. н.э.) стало золотым веком Древнего Рима. В произведениях этого периода (особенно в портрете) виден отход от эллинистических тенденций. Простота и ясность построения, строгость, сдержанность, четкость, обобщение, характерные для классического стиля Древней Греции, легли в основу величественного имперского стиля Августа. В классике совершенно все — высокое содержание, оригинальная форма, профессионализм, нравственные начала. И все это было переплелось в одном из самых громких скандалов классических Афин.
Великий мастер Фидий руководил всеми художественными работами по реконструкции афинского Акрополя в 5 в. до н.э. Его обвинили в краже золота, предназначенного для создания монументальной скульптуры Афины для Парфенона. Фигура была выполнена в хризоэлефантинной технике, в которой соединялись дерево (основа), золото (одежда и доспехи) и слоновая кость (кожа). Золота было так много (около тонны), что весь золотой запас Афин был надежно «упакован» в шедевре. Образ Афины Парфенос был прекрасен, о нем говорили как о чуде уже в Древнем мире. Плутарх пишет о художнике: « Так как он был личным другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений...». При разборе дела в Народном собрании художник доказал свою невиновность, взвесив съемные золотые части. Тогда его враги предъявили новое обвинение в святотатстве - якобы Фидий изобразил Перикла и себя на щите Афины. В результате он был отправлен в тюрьму и там умер от болезни или яда и во всяком случае — от страданий. По иным сведениям Фидий скончался в изгнании в Элиде. Это один из классических сюжетов истории искусства, в котором смешались благородство и низость, творческий прорыв и косность, гений и толпа.
В конкретно-историческом смысле термин «классика» касается вполне определенных художественных периодов. Но в широком контексте классикой можно назвать все явления истории искусств, отвечающие высоким критериям художественности. Классика — это и пирамиды Древнего Египта, готические скульптуры, и портреты Леонардо, и мебель рококо и многое другое. Например, курульное кресло — настоящая «классика жанра». Это складное кресло, предназначенное для курульного эдила — важного должностного лица в Древнем Риме. Со временем оно стало одним из атрибутов государственной власти. Курульное
старинное кресло делали из бронзы или дерева с инкрустацией слоновой костью, с перекрестными ножками. Родиной данного типа мебели скорее всего являлся Древний Восток. В эпохи Средневековья и Возрождения оно стало обычным мебельным предметом, хоть и роскошным. В период классицизма и особенно ампира курульное кресло вновь приобрело символическое значение, поскольку ассоциировалось с имперским величием Древнего Рима.
Конструкция курульного кресла настолько функциональна, что во все последующие эпохи человечество не смогло обойтись без него. Менялся только декор, помогая вписывать его в актуальные стили. Но Вы всегда разглядите узнаваемый силуэт в стрельчатых готических объектах или причудах барокко. Главный признак курульного кресла — складная конструкция, в разных странах и в разные периоды модификации получали различные названия «данте» («дантеска»), «саванарола», «гластонбери». Новейшие варианты — кресло кинорежиссера, которое несет четкий статусный подтекст, особенно с культовой надписью на спинке «Fellinni» или «Михалков». Даже знакомый до боли туристический стульчик, который достается вожаку, также можно отнести к этому классическому типу. Самые свежие варианты встречаются, например, в линии мебели и аксессуаров «Версаче хоум». В последнее время курульное кресло снова в тренде. Вечнозеленая классика!