220100, Беларусь, Минск, ул. Максима Богдановича, 70
Режим работы:
Пн-Пт: 11:00 - 19:00
Сб: 11:00 - 17:00
Вс: Выходной
+375 17 243-19-13
+375 29 119-28-68
Каталог
Закрыть

"ШИНУАЗРИ": ОРИЕНТАЛЬНАЯ ВЕТВЬ РОКОКО

"ШИНУАЗРИ": ОРИЕНТАЛЬНАЯ ВЕТВЬ РОКОКО
Европейское искусство не раз черпало вдохновение в культуре Востока. В XVII веке в результате встречи двух культур появился стиль «шинуазри» или «китайщина» – такое колоритное название в переводе с французского «chinoiserie» он получил в России. Возникновению в Европе интереса к китайской культуре способствовали самые смелые и активные люди того времени – купцы. Из рискованных, полных опасностей путешествий они привозили захватывающие истории и причудливые, изысканные изделия, созданные мастерами Поднебесной империи.

Более всего европейцы были пленены и очарованы фарфором, технологию изготовления которого китайцы хранили в строжайшем секрете. В конце XVII – XVIII веках антикварные фарфоровые вазы, статуэтки и посуда занимали самые почетные места в дворцовых интерьерах. Китайский фарфор стоил дорого – такие изделия были доступны лишь единицам. Европейцы не оставляли попыток раскрыть секрет его производства. В 1708 году эксперименты немца Иоганна Бетгера увенчались успехом. Два года спустя в Мейсене открылась первая фарфоровая фабрика. Декорируя изделия, саксонские мастера не пытались создать нечто свое, они копировали китайские образцы. Так, вместе с фарфоровой посудой «китайский стиль» уверенно входил в европейскую моду. Сначала он пленил французский двор, а затем распространился по всей Европе, став «ветвью» более глобального художественного явления – утонченного, изысканного и легкомысленного стиля «рококо».

шинуаз1.pngЕвропейцы были не прочь поиграть с мотивами и образами китайского искусства, что и составило суть «шинуазри». Изображениями китайцев, китайских беседок, китайских пейзажей декорировалась стены и потолки помещений, мебель, делфтский фаянс и майссенский фарфор. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные пасторальные картины в духе рококо, действующими лицами которых были китайские императоры, их наложницы, танцоры и воины. «Китайщина» проникла в галантные интерьеры также через ширмы и обои с характерными узорами, фарфоровые статуэтки (возникли даже особые типы: «китайская пастушка», «китайский болванчик» – фигурка пожилого китайца, покачивающего головой).

шинуаз2.pngВ архитектуре шинуазри воплотился в «чайных домиках» или китайских павильонах, что сооружались во дворцово-парковых ансамблях по всей Европе: Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма, Большая пагода в Королевском ботаническом саду близ Лондона, Китайский домик в Потсдамском дворце Сан-Суси, Китайский Дворец в Ораниенбауме. В целом, интерес к Китаю в XVIII в. был поверхностным, он не подкреплялся изучением восточной философии, символики: в то время знания о Поднебесной были крайне скудными. Мастера «шинуазри» немало домысливали и фантазировали, создавали картины «на тему Китая», имеющие мало общего с реальной жизнью и историей.
Советуем ещё прочитать
Креденца — шкафчик "веры": История и виды
Это не просто антикварный предмет мебели, а уникальное изделие с богатой историей и символикой, воплощающее эстетику ушедших эпох. ...
История сервировочных столиков – увлекательна и причудлива
Сервировочные столики – это не просто функциональный предмет мебели, но и истинное произведение искусства, история которого восходит к древним временам. ...
Как отличить настоящий хрусталь от стекла
Многие поколения хрустальных изделий, например, посуда и люстры, украшают дома и являются предметом коллекционирования. Но в чем разница между стеклом и хрусталем? Попробуем разобраться...
Геридон - маленький старинный столик
Геридон – это элегантный и функциональный предмет мебели, который существует уже несколько веков. Этот маленький старинный столик использовался в самых разных целях и был неотъемлемой частью как повседневного быта, так и праздничных событий. ...