Барокко до сих пор является, пожалуй, самым роскошным стилем среди всего многовекового художественного разнообразия. Во всех странах Европы (и не только) барочные постройки поражают своим причудливым декором. Мебель барокко вызывает ассоциации с грандиозными дворцовыми интерьерами, а утварь — с роскошными пирами. Парадные портреты Людовика XIV, «Короля-солнце», своим «блеском и треском» напоминают фейерверки, которые он так любил. Термин «барокко» был введен историками искусства Я. Буркхардтом и Г. Вельфлином, распространился в научном лексиконе с конца 19 в. История этого названия сложна и противоречива. Возможно, оно происходит от португальского слова, означающего «жемчужина неправильной формы», вплоть до конца 19 в. оно употреблялось в значении «абсурдный» или «гротескный».
Барокко (итал. Barocco — причудливый; англ. Baroque; фр. Baroque; нем. Barock) — художественный стиль, зародившийся в конце 16 в. в Италии и распространившийся в странах Западной Европы до начала 18 в. В Восточной Европе, Латинской Америке и Азии барокко появилось в 17-18 вв.. Искусство барокко имело в своей основе некоторые черты искусства Возрождения — жизнеутверждающий характер, энергичность, тяготение к ансамблю и синтезу искусств. Но если в ансамблях Ренессанса всегда сохранялось разделение видов искусства, то для барокко характерна значительно большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи. Подобная синтетичность — основополагающая черта барокко, которому кроме того присущи и контрастность, динамичность, слияние иллюзорности и реальности, возвышенного и бытового, идеального и материального, что было способом выражения сложности мироздания, его динамической изменчивости.
Искусство барокко отличается пышностью, экзальтацией образов. В барочной архитектуре преобладает эффектный размах, текучесть криволинейных форм, богатство и зрелищность (Л. Бернини, Ф. Борромини), слияние объемов в единую динамичную массу, преодоление горизонталей с помощью скульптурного декора, необычайное ощущение взаимодействия архитектуры и пространства. Именно в эпоху барокко получили распространение городские и садово-парковые ансамбли (ансамбль собора св. Петра, Версаля, Царского Села и др.). Для барочной живописи характерны монументальность, почти скульптурная пластичность, контрасты идеального и достоверного в эффектных сюжетных композициях, парадных портретах. Живописные изображения активно взаимодействуют с архитектурным пространством: они изначально создавались для определенного типа интерьеров, зрительно увеличивали их пространство, создавая перспективные иллюзионистические эффекты (П. да Кортона, А. Поццо, Д. Б. Тьеполо). В скульптуре барокко утвердились вещественность, осязаемость в трактовке форм вместе с повышенной эмоциональностью, слиянием мистического и реального, разнообразием фактур; органичное существование скульптуры в пространстве, слияние с ним особенно ощущается в парковых ансамблях (Ф. Жирардон, А. Куазевокс).
В период барокко интенсивно развивались декоративно-прикладные искусства, они имели огромное значение в убранстве интерьера. Помещения оформлялись шпалерами, ворсовыми коврами, шелковыми тканями, драпировками и скатертями, изделиями из серебра, приобретавшими с течением времени все большее значение и распространение. Многообразие тем и рисунков, многоцветность колорита отмечены и в изделиях из металла, керамики, текстиля, стекла. Мебель этого периода, монументальная и тяжеловесная, приобретает композиционное разнообразие. Большое распространение получает корпусная мебель: столы различных очертаний, пристенные консоли на гнутых ножках, комоды, сменившие
старинные сундуки-кассоне. В декоре широко используется богатая резьба и золоченные бронзовые детали. Мягкие фрагменты обтягиваются различными нарядными шпалерными тканями с изображением деревьев, цветов, птиц и орнаментальных мотивов. В основе барочного орнамента лежат темы итальянского Возрождения, но мастера, импровизируя, создавали из них оригинальные композиции. К ним добавлялись волюты, разорванные фронтоны. Целью было создание ощущения предельной насыщенности и динамики содержания и формы.
Появление барокко в России связано с реформами Петра Великого, расцвет приходится на 1740-50-е гг. Как и в других странах, русское барокко вобрало в себя элементы классицизма и рококо, что придавало ему большую парадность. Необычайной пышностью и торжественностью отличалось испанское барокко 17-18 вв. (чурригереско - по имени архитектора Х. Б. де Чурригера) и ультрабарокко Мексики. Развитая декоративность барокко способствовало его проникновению в изобразительный и декоративный фольклор, что породило «народное барокко», особенно распространенное в в странах Скандинавии, Восточной Европы, Средиземноморья, Латинской Америки. Традиции барокко впоследствии многократно использовались в искусстве многих эпох и народов.