220100, Беларусь, Минск, ул. Максима Богдановича, 70
Каталог
Закрыть
Раздел
Новинка
  • да
Акция
  • да
Артикул
Материал
Стиль
Страна
Цена
От
До

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ
Искусство классицизма, возникшее в эпоху сложения в Европе мощных централизованных национальных монархий, сфокусировало главные идеи своего времени. Оно отражало идеи гармонического устройства общества (основанного на вечных и незыблемых законах разума), подчинения индивидуальности интересам нации, государства и признания всепобеждающего сознания долга главной добродетелью гражданина. Конфликты идеала и реальности, чувства и разума, чувства и долга, личности и общества, свидетельствуют о сложности, внутренней напряженности искусства классицизма. Высшим образцом для этого художественного стиля была античность, опиралось оно также и на традиции Высокого Возрождения.

 Для создания феномена имели большое значение философские труды того времени, публикации исследовательских работ в области античности, а также начавшиеся в 1748 г. раскопки Помпеи, расширившие представление о римской культуре. Идейным руководителем классицизма был И.И. Винкельман — создатель новой науки — искусствоведения, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству», «История искусства древности», вышедших в 1750-1760 гг. и получивших всеевропейскую известность. Крупнейший представитель Просвещения Г.Э. Лессинг своим трактатом «Лаокоон» (1766) также способствовал укреплению позиций классицизма.

 Как художественное направление и стиль классицизм (фр. Сlassicisme, англ. Classicism, нем. Кlassicismus) развивался в 17-нач. 19 вв. Истоки раннего классицизма связаны с академизмом, возникшим в Италии в результате угасания утратившего гармонию Возрождения. Братья Карраччи, создав в 1585 году Болонскую Академию деи Инкамминати (Академия направленных на истинный путь), провозгласили Античность и Ренессанс вечными идеалами и базой для формирования высокого искусства. Вместе с укреплением французского абсолютизма в 17 веке классицизм вступает в фазу активного формирования, поскольку выражает не только социокультурные тенденции времени, но и глубинные основы национального менталитета.

класс6.pngКлассицизму этого периода свойственны нормативность эстетики, возвышенная отвлеченность художественных идеалов, идеализированные образы природы и человека, зачастую отказ от передачи индивидуального и бытового во имя величия и героики. Художественным формам классицизма присущи уравновешенность, четкость, пластическая ясность и гармоничность. Воплощением идей классицизма стал ансамбль Версаля, который создавался усилиями крупнейших мастеров стиля Ш. Лебрена, Ж. Ардуэна-Мансара, А. Ленотра. В этом ансамбле классицистично все — и планировка, и фасад, и многие интерьеры, и парковая композиция. Высокий пафос классицизма точно выражал дух абсолютизма и самый характер короля-солнца Людовика 14. Огромные площади, анфиладность, роскошь декора создавали эффектный фон для артистичного монарха....


класс2.pngВ станковой живописи самыми яркими представителями раннего классицизма были Н. Пуссен и К. Лоррен. Во второй половине 18 века традиции классицизма в условиях революции развивали в архитектуре Ж. А. Габриэль, Н. Леду, в живописи Ж. Л. Давид. Они обогатились античными республиканскими идеями, утверждавшими гуманитарные ценности, что вело к появлению логичных, простых композиций, насыщенных колористических решений. Поздний классицизм наполеоновской эпохи - ампир (фр. емpire — империя) приобретает черты парадности, особенно в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 в. В странах Европы это была завершающая фаза эволюции классицизма. Основные источники творческого переосмысления и вдохновения для ампира - искусство архаики в Древней Греции и искусство императорского Рима, а также культура Древнего Египта.

класс4.pngВ античности ампир черпал с одной стороны, монументальность, лаконизм, а с другой, - идею утверждения имперского величия через посредство многочисленных атрибутов и символов. В декоре использовались две разновидности мотивов: античные (акант, маскароны, мифологические образы и атрибуты, факелы, ликторские связки, колчаны, луки, стрелы, шлемы, мечи, щиты, копья) и пасторальные (букеты или гирлянды цветов (часто в вазах), снопы, ленты, музыкальные инструменты (гитара, свирель); животные (бараны, козы, их головы, лапы). Композиция ампира всегда симметрична, декор располагается по краям. В ампирных произведениях пасторальные мотивы сменяются помпейскими и древнеегипетскими.

Все виды искусства классицизма подчинены строгой регламентации. В мебели классицистические признаки очевидны уже к 1770-м годам, она находится под сильным воздействием античных образцов. Формы приобретают более четкий, конструктивный характер; выявляется структура вещи, каждый элемент имеет ясно обозначенные границы. Укрепления частей уже не маскируются, все большую роль играет прямой угол. Выявляется текстура и фактура материалов (красное, черное, полисандровое дерево, бронза, фарфор). Спальня Наполеона....

Под влиянием французского искусства традиции классицизма распространялись во многих национальных художественных школах, приобретая в каждой своеобразные черты. Своеобразный и блестящий вариант классицизма второй половины 18 — начала 19 вв. был создан в России в архитектурных ансамблях и сооружениях В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, Дж. Кваренги, А.Д. Захарова, К.И. Росси, А.Н. Воронихина, в скульптуре М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса. В русской живописи он наиболее ярко проявился в творчестве А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмова, А.А. Иванова.

класс5.png Новая фаза в развитии классицизма называется неоклассицизмом, под которой понимается классицизирующее направление внутри стиля модерн, раннего функционализма и даже раннего авангардизма первой четверти 20 века. Воскрешение интереса к античной и ренессансной традиции объединяло многих известных мастеров («неоэнгризм» Пикассо, метафизики Италии; архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, Э. Лаченс в Англии, И. Фомин, И. Жолтовский, В. Щуко в России). Следующая вспышка «неоклассицизма» относится к 1930-1940-м гг. и охватывает группу «тоталитарных» государств, устанавливавших у себя жесткий политический режим, вызвавший появление архитектуры и изобразительного и декоративного искусства, проникнутых духом государственного величия и порядка ( СССР, Германия, Италия). Неоклассические течения возникают и позже — в архитектуре США к. 1950-х — н. 1970-х гг.; в архитектуре и искусстве постмодернизма 1970-1980-х гг.
Советуем ещё прочитать
ЭДВАРДИАНСКИЙ СТИЛЬ
Эдвард VII – наследник королевы Виктории на британском престоле, правил сравнительно недолгий срок – с 1901 по 1910 гг., однако успел оставить после себя художественный стиль, господствовавший по разным оценкам до начала 20-х гг. XX в....
СТИЛЬ ШЕРАТОН
Рассматривая художественные стили на рубеже XVIII и XIX вв. нельзя не упомянуть о творчестве Томаса Шератона. За всю жизнь Томас Шератон не создал практически ни одного предмета мебели, однако благодаря своим трудам определил ее облик на долгие годы....
СТИЛЬ ЧИППЕНДЕЙЛ
Многим детям и взрослым знаком мультфильм «Чип и Дейл», однако мало кто знает историю его названия. Согласно «городской легенде», это обыгранная (Chip’n’Dale) фамилия знаменитого мебельного мастера Томаса Чиппендейла (Chippendale), о творчестве которого мы и поведём речь. ...
СТИЛЬ КОРОЛЕВЫ АННЫ
Несмотря на недолгий срок правления (1702-1714 гг.), королева Великобритании Анна дала имя стилю, сложившемуся ранее во время ее сестры, королевы Марии и ее мужа, Вильгельма III Оранского. Этот стиль пришелся на начало XVIII в. к закату барокко, когда рококо еще не вступило в свои права, и характе...